Не Майдан, а Ереван
Другое
Публицист, поэт и прозаик Амирам Григоров уверен, что в Армении не произойдет повторения киевских событий.
Митинги в Ереване продолжаются. Их теперь целых два: один — на площади Свободы, там, где в Ереване принято митинговать ещё с начала Карабахского движения, другой же — на проспекте Баграмяна, основной артерии города. Армянский протест расслоился, фракционировался. Те, кто изначально боролся лишь за удержание тарифов на прежнем уровне, объединённые в движение «Нет грабежу», остались на дозволенном месте, на непроезжей площади возле оперного театра, а радикально настроенные протестующие продолжают блокировать главную улицу Еревана. Между этими двумя группами нарастает непонимание. Полиция уже несколько раз предупредила о возможности нового разгона тех, кто блокирует проспект у администрации президента Армении.
Итак, чего ждать от этой ситуации? И самый главный, особо для нас важный вопрос — не перерастёт ли армянское протестное движение в какое-то подобие киевского Евромайдана?
Тут самое интересное — классический Майдан в Армении… уже был! Это случилось в 2008 году. Всё началось, как водится, с выборов. Левон Тер-Петросян, бывший президентом в 90-е, проиграл тогда нынешнему армянскому лидеру Сержу Саргсяну. Международные наблюдатели признали те выборы (и, соответственно, поражение Тер-Петросяна), но неугомонные сторонники проигравшего устроили многолюдный митинг. Там звучали требования провести перевыборы, затем были разбиты палатки, где митингующие стали находиться днём и ночью (знакомо), потом были опрокинутые автобусы, битые витрины, снайперский огонь, разгон силами полиции и армии. Недолгий этот армянский «Майдан» сопровождался жертвами, погибло тогда 9 человек. Это не сопровождалось ни антироссийскими лозунгами, ни каким-то особым резонансом, только различные западные организации типа Human Rights Watch разразились дежурными протестами.
Позже митинги бывали неоднократно, но никогда не достигали накала 2008 года. Научились понимать, что палку перегибать не надо, что есть ненарушимые границы в общественной жизни страны. Митинговали, например, в защиту садов в центре города — и отстояли сады. То есть активность такого рода — часть политической культуры Еревана.
Киевский Майдан теперь не только обострил наше внимание ко всем всплескам подобной активности на пространстве бывшего СССР, но и внушил классическому охлосу в самых разных странах иллюзию, что власть можно взять нахрапом, при помощи радикалов и при поддержке посольств некоторых государств.
Среди жителей Еревана, конечно, тоже встречаются радикальные активисты, невменяемые люди и просто неприкаянная молодёжь, которую можно задействовать в любом протесте. Но хочется думать, что армяне, прошедшие в своей недавней истории через массу испытаний, от погромов в соседней стране до землетрясения, и имеющие в целом чрезвычайно сложную историю, не позволят развести себя втёмную. И самое главное — антироссийские лозунги, учитывая особые отношения, связывающие русский народ с армянским, вряд ли получат тут распространение, они попросту непопулярны.
Армянское правительство в текущей ситуации ведёт себя адекватно. Например, им были заказаны международные аудиты, в том числе компании «Электрические сети Армении» — той, что подняла тарифы, из-за которых и начался весь сыр-бор.
Армения действительно находится в непростой экономической ситуации. У этой ситуации политические корни. Армения — в транспортной блокаде со стороны Азербайджана и Турции, она сообщается с миром лишь через границу с Грузией и крохотную границу с Ираном, проходящую по реке Аракс. Ожидать, что какое-либо, даже самое мудрое и эффективное, решение правительства радикально улучшит экономику Армении, не приходится. Во всяком случае, до урегулирования сложнейших политических конфликтов, которые тянутся больше века.
Помимо транспортных проблем, из-за которых дорожают импортные товары, Армения тратит значительные суммы на содержание непропорционально большой армии, чтобы удерживать паритет с Азербайджаном, который бросает на вооружение свои нефтедоллары. Поддержка Нагорного Карабаха, объявившего о своей независимости от Азербайджана, тоже стоит значительных ресурсов. Это понятно всем, кто имеет хоть малейшее представление о ситуации. Однако же интеграционные программы, центром которых является Россия, уже приносят Армении дивиденды. Например, Армения получает российский газ по гораздо меньшей цене, чем, скажем, та же Украина. Ереван покупает по льготным ценам российское оружие.
Хоть и, несомненно, существуют силы, которые желали бы обострения политической ситуации в Армении, никакого повторения киевских событий не произойдёт.


















































Самое популярное
Президиум Форума армянских союзов Европы организовал создание инициативной группы
по защите Армянской Апостольской Церкви и христианства в Армении