Армянский принц Гонконга: сэр Хачик Пол Чатер
Наука и культураСэр Хачик Пол Чатер (урожденное имя – Хачик Аствацарян) – предприниматель, миллионер, филантроп, получивший известность как «армянский принц Гонконга».
Хачик Аствацарян родился 8 сентября 1846 года в многодетной армянской семье в Калькутте (Индия): родители мальчика воспитывали четырнадцать детей. Несмотря сплоченность семьи, детство Аствацаряна было трудным: в 7 лет мальчик потерял отца, который утонул в реке, а в 9 скончалась мать.
С самого детства Аствацарян проявлял большой интерес к учебе: он с отличием окончил школу La Martiniere, которая впоследствии во многом благодаря именно его стараниям стала одной из самых известных частных школ Калькутты. В 1920-ом году он, будучи уже мультимиллионером выделил средства на реконструкцию школы, которая тогда была на грани закрытия. Имя Хачика Пола Чатера внесено в памятную книгу учебного заведения и по сей день зачитывается в ежедневной молитве учащихся.
В 18 лет Хачик Аствацарян перебрался в Гонконг, где началось его становление как предпринимателя. Первые шаги юноша делал в качестве банковского работника, после — работа в различных компаниях, где Аствацарян занимался вопросами финансирования и бухгалтерией. Параллельно молодой человек занимался изучением географического положения Гонконга, что помогло ему привнести новые идеи в развитие города: именно Аствацарян разработал программу по расширению острова за счет освоения океанических пространств. В 1890-м году Аствацарян стал
владельцем одной из самых первых электростанций в мире. К тому времени он уже входил в Законодательный совет Гонконга и был консулом Высшего мирового суда Гонконга. На протяжении сорока лет он также занимал пост советника губернатора Гонконга.
Хачик Аствацарян был удостоен звания Рыцаря ордена Британской империи и ордена Святого Михаила и Святого Георгия, а также входил в число членов масонской ложи.
На протяжении долгой жизни Аствацарян не забывал о своих армянских корнях: поскольку у бизнесмена не осталось потомства, его завещание было распределено между Гонконгом, которому он подарил дворцовый комплекс с уникальным дорогостоящим интерьером, и Армянской церковью в Калькутте. После смерти предпринимателя в 1926 году было принято решение о том, чтобы пристроить к армянской церкви отдельное здание, именуемое «Домом сэра Пола Чатера».