Bloomberg: Армения и Великобритания знают опасность израильской войны в секторе Газа
ПолитическиеПоскольку Израиль находится под растущим международным давлением с требованием изменить свою тактику и согласиться на прекращение огня в секторе Газа, его лидеры ясно дали понять, что они в этом не заинтересованы. Министр иностранных дел Эли Коэн заявил, что этот сдвиг принесет победу «терроризму», а премьер-министр Биньямин Нетаньяху заявил, что «горд» блокировкой создания палестинского государства рядом с Израилем, которое союзники считают предпосылкой для любого устойчивого мира. Два примера из недавней истории — из Северной Ирландии и Азербайджана — предупреждают, что это может быть катастрофическим просчетом для государства Израиль, пишет Марк Чемпион в своей статье для Bloomberg.
«Бывший министр обороны Британии Бен Уоллес провел сравнение с ирландцами в статье, опубликованной в Daily Telegraph. Он напомнил, что «недовольства более трех десятилетий кровопролития из-за статуса Северной Ирландии, резко обострились после того, как британское правительство попыталось положить им конец с помощью драконовской комбинации военной силы и приостановки надлежащей правовой процедуры, называемой интернированием.
Интернирование включало в себя заключение без суда и следствия тысяч людей, подозреваемых в связях с Ирландской республиканской армией. Это, в свою очередь, спровоцировало трагедию «Кровавого воскресенья» 1972 года, когда британские десантники расстреляли 26 католиков на акции протеста против интернирования в городе Дерри, убив 14 из них. Результатом стал огромный рост числа членов Временной ИРА — более радикальной группы, отколовшейся от Ирландской республиканской армии — с нескольких десятков до примерно 1000.
Ничто не помогало остановить насилие до тех пор, пока правительство Великобритании не сделало то, что, по его словам, оно никогда не сделает, и публично не начало переговоры в 1994 году с политическим крылом ИРА, Шинн Фейн. Ценой мира стала сделка о разделе власти вместе с расширенным самоуправлением Северной Ирландии, а также право на возможный референдум о статусе региона, и другие уступки, сделанные с обеих сторон. Последствия для Великобритании были еще более серьезными, поскольку сделка вынудила ее позже предоставить аналогичные права самоуправления и потенциального отделения Шотландии и Уэльсу.
…Словно подчеркивая контрпродуктивный характер израильской тактики выжженной земли, Армия обороны Израиля недавно признала, что по ошибке убила троих заложников, которых они отправили в сектор Газа, чтобы спасти, даже несмотря на то, что они размахивали импровизированными белыми флагами.
Пример армян в Нагорном Карабахе должен быть еще более отрезвляющим для израильтян, учитывая путь, по которому идут Нетаньяху и его правительство. Более 30 лет назад я стоял с армянским генералом на вершине плато, когда он указывал на гору Арарат в Турции и территории за ее пределами, вплоть до Сирии, которые когда-то принадлежали Королевству Армения, но теперь контролировались врагами-мусульманами. Он назвал свою преимущественно христианскую нацию «Кавказским Израилем», окруженным геноцидной враждебностью и вынужденным полагаться на оружие для своего выживания.
Это был 1992 год. В Нагорном Карабахе, части соседнего Азербайджана, которая на протяжении веков была населена преимущественно этническими армянами, бушевала война. Армяне Карабаха хотели либо быть независимыми, либо аннексироваться, и к 1994 году они одержали сокрушительную военную победу при поддержке Армении и ее гаранта безопасности, России. Будущее казалось безопасным даже без политического урегулирования, сопровождающего прекращение огня, которое Армения навязала своему побежденному сопернику.
США и некоторые в Армении, включая тогдашнего президента Левона Тер-Петросяна, беспокоились, что эта неустойчивая ситуация. Они выступали за заключение долгосрочного соглашения с Баку. Идея заключалась в том, что армяне, в том числе в Карабахе, должны признать суверенитет Азербайджана над анклавом в обмен на принятие Баку международных миротворцев, сухопутный мост из Карабаха в Армению и сильную политическую автономию анклава.
Компромиссные предложения Тер-Петросяна способствовали потере поста. Он вызвал гнев националистов, в том числе ястребиной диаспоры, для которой история изгнания армян и геноцида, совершенного Османской Турцией в 1915 году, требовала неустанной бдительности и силы, чтобы гарантировать, что это никогда не повторится. Кроме того, зачем вести переговоры, когда Армения полностью завоевала и пользуется поддержкой регионального гегемона России?
Ответ на этот вопрос стал очевиден этим летом. Нефтяные и газовые месторождения Азербайджана на протяжении многих лет постепенно меняли баланс сил, позволив ему создать и оснастить армию, намного превышающую все, что могла себе позволить Армения. Тем временем Россия разочаровалась в Ереване, в то время как возрождающаяся Турция стала готова поддержать тюркский Азербайджан, игнорируя возражения Москвы и Вашингтона. Азербайджан нанес ответный удар в 2020 году, возместив многие свои потери. А в этом году, когда Москва была занята вторжением в Украину, дальнейшее наступление заняло всего один день, чтобы заставить Карабах полностью капитулировать.
Этнические армяне бежали, опасаясь грядущей мести со стороны азербайджанцев, и к настоящему времени мало кто из них остался в своих родных домах. По словам Томаса де Ваала, специалиста по Кавказу и старшего научного сотрудника Фонда Карнеги за международный мир, этот трагический поворот событий произошел потому, что Армения стала жертвой «иллюзии абсолютной безопасности». «Времена меняются, меняются альянсы, меняется военный баланс», — сказал он. А когда это произойдет, для дипломатии будет уже слишком поздно.
Достичь урегулирования с Азербайджаном, приемлемого для обеих сторон, было бы сложно, даже если бы у Еревана было преимущество. Великобритании потребовались болезненные компромиссы, чтобы заключить сделку с бывшими командирами ИРА, руководившими Шинн Фейн, в 1998 году. И препятствия на пути к решению проблемы двух государств для Израиля и Палестины еще больше. Годы неудачных мирных переговоров, ракетные обстрелы и зверства Хамаса 7 октября в совокупности ужесточили взгляды обеих сторон, в том числе против самой концепции решения проблемы двух государств. Однако Израиль тоже не всегда будет находиться в положении военного доминирования, пользуясь полной поддержкой сверхдержавы.
Спустя три четверти века никто не придумал альтернативы созданию двух отдельных государств, дающей хотя бы возможность мирного сосуществования.
Высмеиваемая идея двух государств предлагает не утопическую Шангри-ла совместного проживания, а развод, направленный на то, чтобы положить конец фундаментальным мечтам экстремистов о геноциде. Условия этого развода должны будут гарантировать безопасность каждого государства против другого, выводя администрацию и полицейскую деятельность Газы из рук как Хамаса, так и Израиля. Это будет непросто, но эта попытка не может быть хуже, чем усилия Нетаньяху подавить не только ХАМАС, но и права и надежды палестинцев.