«Айакве»: В докладе ПАСЕ выражена обеспокоенность в связи с возбужденным в отношении Чалабяна уголовным делом
ПолитическиеМониторинговая комиссия ПАСЕ опубликовала доклад о выполнении Арменией взятых на себя обязательств, в котором среди прочего особо упоминается уголовное дело, возбужденное в отношении координатора гражданской инициативы «Айакве» Аветика Чалабяна. Об этом говорится в заявлении, распространенном «Айакве».
В заявлении, в частности, отмечается:
«В докладе выражается глубокая обеспокоенность тем, что положения статьи 236 Уголовного кодекса Армении были использованы для наказания оппозиционного политического деятеля Аветика Чалабяна – по обвинению в «материальной заинтересованности» студентов для участия в акциях оппозиции в 2022 году.
Чалабян на два с половиной года лишен права организовывать сборы и участвовать в других публичных мероприятиях или сборах, а также права смены места жительства, что очевидным образом является политически мотивированным преследованием в его отношении.
Содокладчики ПАСЕ отмечают, что в данном случае акции протеста не были связаны с предвыборной кампанией, было лишь требование об отставке Пашиняна. Следовательно, предполагаемое деяние также не было связано с финансированием избирательной кампании.
Согласно Европейскому руководству по свободе мирных сборов, такое поощрение к участию в сборах не может быть криминализировано, и применение Уголовного кодекса в данном случае неправомерно.
Подобное наказание, безусловно, является искусственным препятствием для организации сборов, существует также угроза произвольного применения закона.
Хельсинкский комитет Армении и Армянский центр политических прав в своем совместном докладе призвали Правительство Армении обратиться в Венецианскую комиссию за экспертным заключением по этой статье Уголовного кодекса. Содокладчики ПАСЕ также отмечают, что необходимость в подобных разъяснениях, действительно, существует. Поэтому вопрос сейчас находится в поле Правительства Армении, по инициативе которого Национальное Собрание республики в июне 2022 года внесло это спорное и фактически антидемократическое изменение в УК республики».