Темные страницы из жизни Наири Унаняна
Армения
Долгое время меня мучал вопрос , стоит ли писать о том, о чем я собираюсь повествовать ниже. Бывает, когда молчание более разумно, чтобы позволить стереть с памяти народа неприятные воспоминания, или возможно наоборот, стоит говорить, писать и не позволить забыть, дабы история не повторилась. Это очень тонкая тема и точно будет удостоена самой резкой критике и нападкам, но чтобы в дальнейшем не осуждать себя, напишу лишь то, свидетелем чего был лично я.
Был конец 1985-86 учебного года, когда в наш институт пришел мой друг Тигран и пригласил меня навестить вместе с ним его друга, который жил в «Бангладеш». Он объяснил, что мне понравится знакомство с человеком, имевшим антисоветские взгляды, который в отличие от меня, не только выражает недовольство нынешним режимом, но и предпринимает конкретные шаги. Меня, конечно, очень заинтересовало, кто же может действовать против нынешней системы, и я сразу же согласился. Дверь нам открыл молодой человек с орлиным носом, с беспокойно бегающими острыми глазами и представившись, пригласил нас побеседовать на крытом балконе. Сначала он поинтересовался моей личностью, моим мировоззрением, затем представил самого себя. Сразу же после этого он выступил с объявлением, которое до сих пор звучит у меня в ушах. «Скоро мы начинаем сбор подписей с требованием воссоединения Карабаха с Арменией, после чего обратимся в Политбюро с требованием отойти от Советского Союза. На мой наивный вопрос, разве Карабах не является частью Армении, он грубо и сухо ответил, что в свое время было такое же безграмотное поколение как я, что Карабах отдали туркам.
Встречи с моим новым знакомым продолжались, в основном мы встречались в его кабинете рядом с библиотекой университета. Я даже не знал, чем он там занимается, поскольку был уверен, что он еще студент. В основном он рассказывал о преступлениях Советского Союза, о предателях с армянским происхождением Сталина и его окружения, о нынешних властях и их ошибках.В один прекрасный день он спросил меня, кого я считаю самым большим предателем армянской нации, и не ожидая ответа на свой вопрос объявил, что армянская нация не имела большего предателя, чем председатель нынешнего верховного совета Карен Демирчян. Я, конечно, внутренне разозлился, поскольку по мне именно тот факт, что Демирчян не является членом политбюро, в отличие от Алиева и Шеварнадзе, говорит о его патриотизме. В очередной раз указав на мою неграмотность, он начал перечислять преступления Демирчяна. Во-первых он отметил о похороненных в районах Арарата или Арташата очень опасных ядохимикатах. Во-вторых, он указал на неправильное решение в связи с позволением строительства и выбора местности Мецаморской атомной станции. При любой аварии население Армении за считанные минуты будет уничтожено, поскольку наша страна является одной из самых урбанизированных, где основное население страны централизовано в одном городе.
Друг рассказал и о других «ошибках», не забыв особенно подчеркнуть, что эти два проекта сначала были представлены Баку и Тбилисси, и что Алиев и Шаво отказались, а наш «патриот»-нет…
Летом 1989 года по позвращении из армии я сразу же начал дополнять упущенные мною дела. Я старался не пропустить ни один сбор, искал пути в ряды Карабахского движения. Мне даже выпало счастье стать первым человеком, кто поднял триколор над залом заседаний парламента того времени. Это был незабываемый приятный момент.
Я часто встречался с нашим другом, но уже издали, он почти всегда был на платформе оперы, а я –в народе. Мне так и не удалось встретиться с ним тет-а-тет, но до меня доходили слухи о том, что все забастовки, все сборы и плакаты в виде «Отец Горбачева-турок» являются делом его рук. Наконец я оказался в Карабахе.
Я даже успел забыть о нашем друге, тем более, что связь с моим другом Тиграном также оборвалась. Годы сделали свое дело и из моей памяти стерлись Тигран и наш общий друг. 27 октября 1999 года я сидел в изоляторе одной из американских тюрем, когда дверь камеры открыл один еврей, который по закону не имел права даже общаться со мной.
Иди, иди посмотри, что творится в твоей стране. Твои братья террористы убивают друг друга.
Я вышел из своей камеры и подошел к телевизору, где по телеканалу CNN показывали репортаж о теракте в парламенте Армении. Рассказав об известной им информации, CNN на весь экран выставил фотографию преступника. По всему телу пробежала дрожь. Да, на экране был он, наш друг, Наири, который еще в 1986 году рассказал нам, удивленным юношам, о будущем нашей страны.
Yelaket.am


















































Самое популярное
Треугольник Тегеран–Москва–Ереван: новая интеграции в Евразии