Сегодня день рождения «Короля смеха» Карпа Хачванкяна (видео)
Наука и культура
Театр имени Пароняна... Стоит только произнести эти три слова - и сразу же по ассоциации возникает облик Карпа Хачванкяна, который являлся его неизменным властелином на протяжении многих лет. Здесь он пережил самые прекрасные часы своей жизни и минуты грусти, одаряя всех восторгом.
Публика всегда была его самым интимным другом, сочувствовала ему решительно во всем. Он заставлял зрителя принимать любую условность, не стараясь ее как-либо оправдать. Помню ту сцену в спектакле «Ах, нервы, нервы!», где актер засыпал. Весь зал, до того оживленный, замирал, переставал дышать, словно боясь разбудить его. Эту тишину, эту паузу он мог задерживать сколько угодно.
Премьер Театра музыкальной комедии, Карп Никитович обладал особой обостренностью чувств. Он владел тайной колдовской настройки зрительского внимания. Кого бы ни играл, он становился эпицентром любой сценической ситуации. И не только в силу особого актерского эгоизма: просто выдерживать конкуренцию с Хачванкяном в минуты «диалога» со зрительным залом дано не каждому. Вообще постичь противоречия и парадоксы премьера было не просто. Он подавлял. Но не намеренно, играл порой экономно, даже скромнее своих партнеров. Но чем незаметнее он внешне казался, тем пристальнее за ним следили зрители. Партнеры нередко чувствовали себя обделенными в лучах его славы. Но что поделаешь: на сцене Хачванкян - и с этим надо было смириться.
И смех, и горе Хачванкяна были отмечены печатью правдивости, естественности. В комедийных и характерных ролях он был одинаково привлекателен и стоял на вершине мастерства, поскольку даже над незначительными деталями он работал проникновенно, с сознанием ответственности, глубоко осознавая суть образа. Особенно близка была актеру роль Тодороса в спектакле «Требуется лжец». Хачванкян был непревзойден в этой роли. Недавно этот спектакль мы вновь увидели на телеэкране. Это поистине сгусток сатирических красок, юмора.
В галерее образов Хачванкяна не было проходных ролей. Вот они: Мак Хит в «Трехгрошовой опере», Бопс в «Тетушке Чарлея», Альдеморо в «Учителе танцев», Ринальдо в «Черном драконе», Скапен в «Проделках Скапена», Сократ в спектакле «Любовь под звездами».
Большой успех имели в театре и режиссерские работы К.Хачванкяна. Им были поставлены мюзиклы «Моя прекрасная леди» Ф.Лоу, по «Пигмалиону» Б.Шоу, где он играл роль Хиггинса, «Человек из Ламанчи» (здесь он играл Сервантеса и Дон Кихота), музыкальная комедия «Большая свадьба» В.Тиграняна, оперетта «Сильва» Имре Кальмана, «Любовь под звездами» А.Айвазяна... Постановки Карпа Никитовича были также отмечены печатью его индивидуальности. Их отличала глубина прочтения музыкальных партитур этих произведений. Именно эти спектакли соответствовали жанру музыкального театра. Его богатое воображение «забрасывало» бесконечные находки, острые изобретательные комедийные штрихи в решении спектакля.
Сценический образ К.Хачванкяна совершенно не совпадал с бытовым обликом. В обиходе он был очень грустным человеком, флегматичным. На вопрос о творческих планах он неизменно отвечал: «Мечтаю ничего не делать. Не люблю свою работу, я вообще ленивый человек».


















































Самое популярное
Президиум Форума армянских союзов Европы организовал создание инициативной группы
по защите Армянской Апостольской Церкви и христианства в Армении