Левон Зурабян: Кочаряну нет места в нынешней политической жизни Армении
Политические
Собеседник Lurer.com координатор АНК Левон Зурабян.
24 мая лидер партии «Процветающая Армения» Гагик Царукян заявил, что партия «не считает целесообразным участвовать в формировании коалиционного правительства». Как вы оцениваете подобный шаг ППА?
- Еще в октябре президент Левон Тер-Петросян заговорил о возможном сотрудничестве с ППА, в случае если ППА освободится от этого режима и Роберта Кочаряна. Речь шла о контроле над законностью выборов. Уже в процессе выборов мы начали сотрудничество в рамках Единого штаба, и это было довольно результативным сотрудничеством. В результате мы увидели, что все наши шаги было точно просчитаны и, можно сказать, что эта стратегия, направленная на ликвидацию монополии РПА, находящейся под руководством Сержа Саргсяна, и изоляции данной партии, возымела свое действие. Серж Саргсян попытался как- то возместить свои позорные выборы и не легитимность созданием обширной коалиции с разными политическими силами в тoм числе и ППА, но, фактически, этот процесс потерпел поражение. Это значит, что не только появилась трещина в монолите власти, но она уже на грани развала. Сегодня, фактически, положен конец 5-летнйе коалиции в Армении, что свидетельствует об ослаблении режима и процессе углубления изоляции РПА. По существу, открываются довольно большие перспективы для политических процессов.
Господин Зурабян вы отметили, что Единый штаб во время выборов сработал довольно результативно, а возможно, что формат данного штаба сохранится и в парламенте?
- Единый штаб – это единый штаб, т.е. сотрудничество 4 политических сил...
Четырех?
- Да.
В том числе «Наследие» ?
- А что разве нет?
Они говорят, что нет.
- Нет, они говорят, что их подпись оставалась в силе, просто, они не принимали de facto участия в заседаниях и осуждали данный орган, но не ликвидировали свою подпись. По этой причине я говорю “4 политические силы”. Это формат, который действовал в конкретных целях, но он положил основу для возможного сотрудничества в будущем.
А в рамках каких вопросов вы представляете ваше сотрудничество с ППА, как и другими силами, представленными в парламенте?
- В деле избавления от авторитарного режима Сержа Саргсяна мы представляем наше сотрудничество со всеми силами.
То есть, вы представляете и сотрудничество с “Наследием”, несмотря на то, что 1 президент 8 мая заявил в своем выступлении, что действия партии “Наследие” для него не понятны.
- Мы бываем вынуждены иметь дело и с непонятными явлениями.
В последнее время часто говорят о возвращении Роберта Кочарян в политику. Насколько правдoподобны для вас эти слухи, если учесть, что очень часто данное возвращение связывают с ППА, за которой некоторые люди видят “уши Кочаряна”?
- Во первых, люди, видящие уши Кочаряна за ППА, имеют особое зрение или какой-то рентгеновский аппарат, которого у меня нет. Я вообще не понимаю, какое влияние может иметь президент в отставке на партию, у которой, на сегодняшний день, множество депутатских мест в парламенте, огромный финансовый потенциал и которая действует, как отдельный политический фактор. Какие же у него рычаги. Если это не гипноз, то что это…Они точно не зависят от Кочаряна финансово, административные ресурсы находятся исключительно в руках у Саргсяна…
Например, таким фактором может быть Россия, поскольку Кочарян всегда славился хорошими отношениями с Россией, и ППА кажется про-российской.
- Россия серьезное государство, и действуя на какие- либо процессы, в том числе и внутренние дела Армении, она должна опираться на серьезные политические факторы. Роберт Кочарян, на сегодняшний день не является серьезным политическим фактором в Армении. Он не ведет политику, он, по моим сведениям, не финансирует данную партию, и даже было бы смешно представить такое. Короче говоря, Роберт Кочарян не является политическим фактором в Армении на сегодняшний день. Если некоторые не думают подобным образом, пусть попытаются обосновать на кого он может непосредственно влиять.
В этом случае каково влияние России в этом внутриполитическом процессе…
- Россия может играть серьезную роль, Россия может развивать серьезные отношения и работать с политическими силами Армении, но нет сегодня такой политической силы в Армении, как “Роберт Кочарян”.
А вы видите роль России в отказе ППА формировать коалицию и не разделяете того мнения, что это удар России по властвующей партии?
- Я не думаю, что внутриполитический фактор более второстепенен, чем внешний. В подобных процессах важнее внутриполитические факторы.
По вашему мнению, каково влияние внешнеполитических центров на внутренние дела Армении?
- Не считаю его очень большим, и это видно. В Армении нет очевидных прозападных или зависящих от запада сил, также как и про российских. Я таких сил не вижу…
Арам Саргсян, как причину своего ухода из АНК, назвал про росийскую политику АНК, таким образом представив РПА, как прозападную…
-Я не знаю, что он имел ввиду, говоря о про российских взглядах АНК, если, конечно, он такое сказал, Конгресс всегда строил свою легитимность на поддержке и стремлениях армянского народа. И я не могу понять, по каким показателям можно отнести Конгресс к про российской, или про иранской, или про западной партии. Конечно, были в составе Конгресса отдельные партии, которые делали какие-то заявления. Например, партия “Ганчакян” делала про российские заявления, та же партия “Республика” делал прозападные заявления, но присутствие подобных партий с конкретными предпочтениями в составе Конгресса скорее исключение, чем закономерность. Более того, партии и беспартийный актив, составляющий ядро АНК, не являются носителями подобных взглядов, что очень естественно. По настоящему народная политическая сила должна, в первую, очередь интересоваться вопросами демократии в Армении и развитием страны и не брезговать необходимостью работы с разными геополитическими центрами.
Властвующей партии до сих пор, кажется, удавалось сохранить относительно нормальные отношения с обоими геополичическими центрами. Как вы оцените последние общественные развития: не участие в саммите НАТО и обострение отношений с Россией обусловленное улучшением отношений с западом?
- В отличии от Конгресса, РПА не находит свою легитимность в поддержки народа, и именно поэтому он, в основном, зависит от этого внешнего влияния. Эта зависимость очень часто ставит партию и ее лидера Сержа Саргсяна в неловкое положение, когда он бывает вынужден под этим противоречивым давлением принимать решения, которые не вытекают из интересов Армении, а являются результатом вынужденного избегания давлений со стороны геополитических центров. Если бы в Армении правила сила, которая была бы избрана народом, то тогда было бы гораздо легче избегать подобных давлений. А сегодня положение Сержа Саргсяна, очень уязвимое в этом отношении, и данный режим используется геополитическими центрами для навязывания своей выгоды армянскому народу.
Гн. Зурабян в последнее время часто говорится о формировании нового про западного центра в лице партий "Наследие" - "Свободные Демократы", к которым в скором времени, возможно, присоединятся, покинувшие АНК партии «Республика» и Либеральная. Насколько вероятной вы считаете формирование подобной силы и насколько жизнеспособной будет подобная сила?
- Мне кажется, что относительно жизнеспособности все ясно. Все что было возможно сформировать уже сформировано, и все что ясно, итак ясно. Не думаю, что данная тема достойна дальнейшего обсуждения.
Часто говорят и о реорганизации АНК, к данной теме вв обратились и в вашем последнем интервью. О какой реорганизации идет речь, в чем это проявится и идут ли уже обсуждения на данную тему?
Обсуждения идут, думаю, что они естественны. Уже прошло 4 года, политическое положение в стране развивается, Конгресс прошел довольно долгий путь… АНК вообще является совкупностью многих структур. Это большие и маленькие партии, это наши совместсные региональные структуры, где большую активность проявляют и беспартийные личности, разные комитеты, которые развивают политику АНК в разных сферах управления, в которых работают серьезные профессионалы, как партийные, так и беспартийные. Это разные общественные организации, и разные интересные структуры, как, например, Малый совет или Культурный комитет, другие подобные структуры, которые действуют свободно. Они объеденяют партии, интеллигенцию, общественных деятелей и, естественно, что за истекшие 4 года и партии и беспартийные члены АНК поднимают вопрос дальнейшего развития Конгресса. Действительно, мы прошли долгий путь: и парламентские выборы с их хотя и фиктивными результатами, создают ситуацию, когда мы должны обобщить, проанализировать прошедший путь и подумать о более результативных методах в сложившейся политической ситуации. Подобные обсуждения имеют место и не мы их подтолкнули, это сделали активисты сопровождающие Конгресс, общественные деятели, обсуждения, инициатором которых являлись партии. Сейчас трудно сказать, куда мы дойдем. Много разных предлагаемых вариантов:есть предложение о создании гражданского совета, и избирательной коалиции, о создании органа, избираемого непосредственным голосованием из кандидатов по пропорциональным и мажоритарным системам, есть предложение о создании единой партии. То есть обсуждается множество вариантов, и я не могу сказать какой из них воплотится в жизнь и вообще воплотиться ли. Но это естественный, здоровый процесс. Я уверен, что поскольку у все преследуют одну цель, мы найдем такой вариант, который решит сразу две проблемы: вберет в себя как можно больше составных и обеспечит их результативность и организованность, как единой политической силы.
А примет ли участие Конгресс в президентских выборах и возможно ли, что кандидатом от АНК не будет Левон Тер-Петросян ?
- На данный момент подобный вопрос вообще не вставал. Для нас бесспорным кадидатом является Тер-Петросян, который имеет и репутацию и воспринимается всеми как самый сильный кандидат, которого может выдвинуть Конгресс на президентских выборах. Другой вариант попросту не обсуждается.
Каких возможных кадидатов от других политических сил вы видите?
-Думаю политические силы только осенью определятся с кандидатами и возможностю объеденения политических сил вокруг одного кадидата. Думаю это не является вопросом сегодняшнего дня.
Овсанна Геворгян


















































Самое популярное
Встреча участников программы «Родом из Арцаха» с руководством организации «ДИАЛОГ»