Гагик Царукян: не может во всех отраслях страны быть застой и упадок, а в спорте только победы.
Общество
Интервью с руководителем Партии “Процветающая Армения”, председателем Олимпийского комитета РА Гагиком Царукяном:
-Господин Царукян, во время лондонских олимпийских игр среди наших сограждан наблюдались противоречивые настроения: от обреченности до гордости. Что пережили лично Вы? И как, в целом, Вы оцениваете результаты нашей сборной на этой олимпиаде?
- Для оценки нужно сравнить их с результатами на прошлой Олимпиаде. По сравнению с 2008-ым Армения поднялась в командной таблице стран-участников на 18 пунктов. В Пекине наша сборная завоевала лишь бронзовые медали и стала 78-ой, тогда как сейчас, благодаря серебряной медали, мы оказались на 60-ом месте. Безусловно, ожидания были большими, и мы должны были получить на две-три медали больше, но этого не произошло по разным причинам. Перед Олимпиадой я, конечно, поставил перед собой цель завоевать золотую медаль. Эту задачу я поставил перед спортсменами и тренерами. Иначе и быть не могло: невозможно учавствовать в Олимпиаде, ставя перед собой только легкие цели. Как нам всем известно, золота не случилось. Не хватило одного шага. Я, как армянин, конечно, очень переживал по этому поводу. Для меня медали не были просто желанием. Для меня, это во-первых тяжкий труд, которому я посвятил целых четыре года. Я не ждал и не гадал, будут ли медали, или нет, я делал все возможное для их достижения. Сегодня я чувствую гордость и удовлетворенность от проделанной работы: трое армянских спортсменов сумели завоевать медали. Трое спортсменов вызвали чувство гордости у нашего народа. Кстати, я и наши олимпийцы получили неслыханное количество поздравлений со стороны диаспоры. Это значит, что наш народ сплотился во время выступлений наших олимпийцев и стал сильнее. Это дает мне повод для отдельных рассуждений.
- У многих сложилось мнение, что ожидания от нашей сборной были преувеличены изначально.
- Знаете, борьба за медали обостряется с каждой олимпиадой, становится все сложней завоевывать медали. Соперничество становится острее и жестче. Экономически могущественные государства тратят миллиарды на развитие спортивных инфраструктур, и это дает ощутимый результат. Все наши медалисты – герои. Другого слова мне не подобрать. Спортсмены, которые боролись не щадя себя, достойны только похвал и хороших оценок. Они знали, куда они поехали и зачем. Другой вопрос, что удача в некоторых моментах отворачивалась от них, или же они достигали предела своих возможностей. Мне было важно видеть дух борьбы и соперничества в отдельном спротсмене. Был ли этот дух, или человек приехал в Лондон скорее в качестве туриста? При этом, независимо от результатов, удач или неудач, я не позволю, чтобы по отношению к нашим спортсменам распространяли недоброжелательство и недоверие. К сожалению, такие тенденции сейчас наблюдаются. Когда наши спортсмены достигают успеха, мы начинаем гордиться ими, но при неудачах мы сразу же начинаем хулить их. В этом вопросе я буду очень принципиален. Не позволю сломить, обезнадежить наших спортсменов. Это спорт, и в нем возможно все что угодно.
Людям, критикующим наших спортсменов со своих мягких кресел, хочу задать один вопрос: “Вы знаете, что означает бороться за медаль с представителями Америки, Китая, России, Великобритании, Кореи и других могущественнейших держав, будучи выходцем из Армении?
- Во время Олимпиады, особенно в ее начале, много критики прозвучало и конкретно в Ваш адрес. Критика временами принимала явные оттенки обвинений. До сих пор Вы никак не высказались по этому поводу.
- Я, конечно, в курсе наличия критики, направленной лично в мой адрес, как председателя Олимпийского комитета. Я не буду много говорить по этому поводу, но хочу подчеркнуть несколько вещей: во-первых, у меня нет никакой выгоды с Олимпийского коммитета, нет претензий на официальную должность, ни материальной выгоды, ни признания. Олимпийский комитет для меня – дополнительный тяжелый труд и возможность помощи нашим спортсменам, путем вкладывания собственных средств. Я никогда до сих пор не позволял себе говорить об этом, но направленная критика вынуждает меня сделать это. И второе, я хочу спросить у тех людей, которые сегодня сидят спокойно и дают советы, где же они были все эти 4 года? Кто из них пришел ко мне и сказал: “Господин Царукян, изменим вот это, и ситуация улучшится? Кто взял на себя решение хоть одного из вопросов? Не было такого. Те, кто действительно озабочен состоянием нашего спорта приходили, интересовались, обсуждали, делились своими мыслями на протяжении этих 4-х лет. И в-третьих, у меня создается ощущение, что в стране есть люди, которые с нетерпением ждали неудач наших спортсменов и искренне печалились после каждой медали.
- Во время прохождения Олимпиады формулировка “Спорт – еще и политика” стала наиболее очевидна. Наблюдалось межгосударственное соперничество, которое зачастую перерастало в борьбу с нарушением правил. В нашей Армянской действительности насколько аналитиков попытались перевести результаты наших олимпийцев в плоскость развития политических событий.
-Вы правильно подметили. Были попытки политизировать итоги олимпиады и перевести их в другую плоскость. Прослеживается заказной и направленный почерк. Но это еще и повод добавить несколько слов: запомните, что Царукян уже который год твердит, что экономика Армении находится в плохом состоянии, социальное положение граждан тяжело, а тэмпы эмиграции – настораживают. В людях укрепляется чувство безвыходности. Который год я говорю, что стране необходим ряд серьезных перемен. Это также явилось одной из причин отказа ППА от вступления в коалицию. Не может во всех отраслях страны быть застой и упадок, а в спорте только блестящие победы. Выражусь яснее: каждый год Армению покидают десятки тысяч людей. Среди них наверняка есть многообещающие спортсмены, чемпионы и медалисты в будущем. Об этом стоит задуматься. Родители, для того, чтобы отдать своего ребенка на спорт, следить за его развитием, спортивным ростом, должны прежде всего быть в состоянии обеспечить минимальные нужды своей семьи. Люди не могут решить проблему насущного хлеба, они лишены надежды, подумывают о том, чтоб уехать из собственной страны. И вот в таких условиях мы пытаемся воспитать чемпионов. Если бы страна была на подъеме, то результаты олимпиады были бы несравнимо лучше. Но это не значит, что я пессимистично настроен по отношению к будущему. Это не мой почерк. Я никогда не избегал тяжелой работы, не искал простых путей и не сдавался перед лицом трудностей. И по такому же признаку я выбираю свои команды, будь то в спорте или в политике.
- Результаты наших олимпийцев часто сравнивают с результатами соседних или находящихся в нашем регионе государств. И сравнения зачастую бывают не в нашу пользу.
- Я не избегаю каких-либо сравнений. Если армянский спортсмен выступает и побеждает китайца, американца, русского или турка, то результат можно обсуждать, делая любые сравнения. Я лишь хочу напомнить, что население Армении составляет примерно 3 миллиона, Азербайджана – 9,2 Турции – 72.5, Грузии – 5.2, а Ирана 78.8 миллионов. И так, давайте сравним: 3-х миллионная Армения показала в Лондоне лучший результат, чем, к примеру, Греция, Португалия и Болгария. Предлагаю сравнить бюджеты этих стран, суммы, поступающие в спорт, условия подготовки спортсменов и отведенные для этого суммы. Призовые места и медали не могут быть простой случайностью в 21-ом веке. Они являются показателем могущества государств и их инвестиций в спорт. Что касается Армении, то у нас есть огромный потенциал. Я часто повторяю, что у нас трудолюбивый и творческий народ. Но для этого нужно создавать условия. Создадим для армянского человека условия, дадим ему возможность работать, и вскоре он достигнет успеха. Так оно в экономике, так оно и в спорте. Если не будет этих условий, люди будут уезжать и достигать успехов в других странах.
- Исходя из результатов Олимпиады, последуют ли отставки или, наоборот, поощрения?
- Конец Олимпиады – это не конец света. В скором времени начнутся другие состязания, чемпионаты мира, Европы. Мы должны стремиться удачно выступить в каждом из них. Работы по организации, тренировки, улучшение условий не должны прекращаться ни на один день. Непременно будет проведен разбор результатов, будут сделаны выводы, предприняты новые шаги. Сильные стороны нужно сохранить и развивать дальше, а к слабым сторонам должен быть найден правильный подход. Не будет принято поспешных, необдуманных решений. Поощрения, безусловно, будут. Если мы хотим серьезных успехов в будущем, мы должны серьезно относиться к своему делу. Я – Гагик Царукян, как отдельное лицо, продолжу поддержку спортсменов из собственных средств. Для меня это принципиальный вопрос. Следующим шагом станет мое распоряжение фонду “Царукяна” о разработке программы поддержки детско-юношеского спорта. Будут проведены обсуждения с профессионалами, тренерами, спортивными журналистами и найдены правильные решения. В этой сфере сейчас имеются серьезные проблемы. Если мы не решим их сегодня, то завтра уже будет поздно. Я готов помочь. Во время обсуждений государственного бюджета в Народном собрании осенью 2013-го года партия ППА непременно поднимет вопрос спорта, в частности детско-юношеского. Развитие детско-юношеского спорта имеет целью не только достижение спортивных побед. но также решает вопрос воспитания здорогого поколения. Государство должно помогать спорту, чтобы потом быть вправе выдвигать какие-либо требования.


















































Самое популярное
Треугольник Тегеран–Москва–Ереван: новая интеграции в Евразии