Лавров убежден, что политическое урегулирование в Карабахе возможно
ТурцияПолитическое урегулирование ситуации в Нагорном Карабахе возможно, предложения сопредседателей Минской группы ОБСЕ в этом отношении остаются на столе переговоров. Об этом в среду заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в интервью радиостанциям "Спутник", "Комсомольская правда" и "Говорит Москва".
"Конечно, политическое урегулирование возможно. Предложения, которые сопредседатели прорабатывали и продолжают прорабатывать, остаются на столе переговоров, их содержание уже известно: это поэтапное, постепенное освобождение районов вокруг Карабаха при соблюдении гарантий безопасности Карабаха и при обеспечении до того, как будет определен окончательный статус Карабаха, надежной связи между Арменией и Карабахом, - сказал Лавров. - Думаю, что сейчас не было бы счастья, да несчастье помогло: вот эти печальные события должны помочь активизировать политический процесс параллельно с решением на земле вопросов безопасности".
Глава МИД РФ также отметил, что военным конфликтующих сторон необходимо немедленно организовать встречи для согласования режима контроля за прекращением огня. "Когда политики, дипломаты объявляют о договоренности прекратить огонь, тут же военные для того, чтобы это все было успешно, согласовывают на земле, какие конкретно меры для этого должны предприниматься, кто будет наблюдать объективно за тем, как соблюдается режим прекращения огня с обеих сторон", - пояснил он.
Лавров сообщил, что 14 октября по телефону подтвердил министру иностранных дел Азербайджана Джейхуну Байрамову посыл России сторонам конфликта в Карабахе о необходимости немедленного согласования контроля за прекращением огня по линии военных.
"Наш главный посыл заключается в том, что все-таки необходимо немедленно встречаться по линии военных и согласовывать тот самый механизм контроля за прекращением огня, о котором говорится в нашем документе, который пока никто даже не начал обсуждать, - сказал Лавров. - Соответствующие сигналы я переподтвердил буквально полчаса назад, когда мне звонил министр иностранных дел Азербайджана. Такой же сигнал мы направляем и нашим армянским коллегам. Думаю, что это сейчас является ключом к устойчивому прекращению огня, от которого страдают гражданские объекты, мирные граждане".
РФ не исключает, что российские военные наблюдатели могут быть включены в состав механизма контроля за прекращением огня в Нагорном Карабахе. "Сейчас даже не миротворцы [должны участвовать в механизме верификации], а военные наблюдатели, их было бы достаточно. Мы считаем, что было бы совершенно правильно, если бы это были наши военные наблюдатели, но окончательное слово должно быть за сторонами. Безусловно, мы исходим из того, что будут приняты во внимание и в Ереване, и в Баку наши союзнические отношения, отношения стратегического партнерства", - отметил министр.
По его словам, механизм контроля за соблюдением режима прекращения огня должен заработать на линии фактического соприкосновения сил Армении и Азербайджана в Нагорном Карабахе.
Россия не разделяет точку зрения Турции о возможности военного решения конфликта в Нагорном Карабахе, заявил Лавров. "Мы не согласны с той позицией, которую озвучила Турция, которую, собственно, несколько раз и президент [Азербайджана Ильхам] Алиев высказывал. Здесь никакого секрета нет, заявление о том, что есть и допустимо военное решение конфликта, мы не можем разделить", - сказал он.
Лавров отметил, что российская сторона находится в контакте с турецкими коллегами по ситуации в Карабахе. "Я разговаривал несколько раз в период этого кризиса с министром иностранных дел Турции Мевлютом Чавушоглу. Мы все-таки отстаиваем свою точку зрения, что мирное урегулирование не только возможно, оно является единственным способом обеспечить устойчивое решение этой проблемы, потому что все остальное будет сохранять конфликт в несколько приглушенном состоянии. Если не будет долговременного политического согласия, все равно когда-то решения, которые были достигнуты военным путем, докажут свою несостоятельность, боевые действия все равно будут".
Лавров добавил, что Россия считает Турцию тесным партнером, а не стратегическим союзником. "Мы никогда не квалифицировали Турцию как нашего стратегического союзника. Это очень тесный партнер, на многих направлениях это партнерство имеет стратегический характер", - сказал глава МИД РФ, отвечая на соответствующий вопрос. Лавров подчеркнул, что необходимо избегать военные столкновения при решении любых вопросов. "Политика на турецком и на любом другом направлении должна исходить из реальности, и политика должна избегать материализацию принципа о том, что война - это продолжение политики. Это мое глубокое убеждение, хотя, конечно, наверняка бывают ситуации, если против тебя осуществляется агрессия, то пушки не должны молчать", - добавил министр.