Никол Пашинян ставит под удар энергетическую безопасность Армении ради интересов Запада
ПубликацииВ интервью российскому телеканалу «Россия 24» генеральный директор российской госкорпорации "Росатом" Алексей Лихачев заявил, что Армения должна определиться с дальнейшим форматом развития своей атомной энергетики максимум в течение полутора-двух лет. В своем интервью Лихачев коснулся договоренностей России в области атомной энергетики. В этом контексте он ,также отметил, что Ереван уже давно является членом атомного энергетического клуба.
Это заявление Лихачева становится весьма примечательным, если рассматривать его через действие властей РА в сфере энергетической политики. Начиная с 2018 года власти, препятствовали развитию атомной энергетики в Армении, начиная с разрыва кредитной программы с Россией. Никол Пашинян, в свою очередь, заявлял, что на атомной электростанции есть много лишних должностей, которые должны быть сокращены. Таким образом, атомная энергетика была отодвинута на второй план, наряду с этим энергетика уделяла особое внимание возобновляемой энергии. Это вписывалось в американскую стратегию. Напомним, что несколько месяцев назад делегация из Армении отправилась в Соединенные Штаты, чтобы на месте подробно ознакомиться с возможностями атомных электростанций модульного типа. Правительство же уже одобрило проект "Об утверждении Соглашения между Комитетом по регулированию ядерной безопасности Республики Армения и Комиссией по ядерному регулированию Соединенных Штатов Америки,об обмене технической информацией и сотрудничестве по вопросам ядерной безопасности". Это означает, что Пашинян по настоянию Запада пытается лишить Россию влияния на энергетический рынок Армении, поставив под удар энергетическую безопасность РА.
Дело в том, что модульные атомные электростанции, предлагаемые Западом, способны решить проблему чистого энергоснабжения, в то время как со стратегической точки зрения их значение равно нулю. В отличие от российской АЭС мощностью до 1200 мегаватт, Соединенные Штаты говорят о модульной атомной электростанции мощностью не более 300 мегаватт. Кроме того, эксперты сходятся во мнении, что при реализации американского проекта могут возникнуть большие проблемы с транспортировкой крупногабаритного модульного оборудования для проекта AP-1000, которое является очень громоздким и тяжелым. Самое маленькое оборудование весит 800 тонн, которое просто невозможно доставить в Армению из-за отсутствия таких дорог, туннелей и мостов. Они также отмечают, что большие американские модули плохо подключаются, и их уже нужно разрабатывать на месте. То же самое можно сказать и о корейской версии реактора SPR-1000, который еще нигде не построен.
Если мы планируем играть определенную роль на энергетических рынках региона, выступая не как импортер, а как экспортер, то наличие АЭС, обеспечивающей относительно дешевую и стабильную генерацию обьязательно.В противном случае проект электрокоридора Север-Юг Иран-Армения-Грузия-Россия теряет весь смысл.
Сегодня член НАТО, Турция с помощью России строит крупнейшую в Европе атомную электростанцию, Иран, в свою очередь, также имеет развитый ядерный комплекс, Азербайджан же ведет переговоры с Россией о строительстве атомной электростанции .В то же время Никол Пашинян своей политикой ставит под сомнение перспективы энергетического развития. Многие помнят, что происходило в Армении в 1990-х годах, когда была остановлена атомная электростанция, а газ поступал с перебоями из-за частых взрывов в газопроводах. То же самое может повториться и сейчас. Неприкрытые стремления властей Армении вытеснить Россию из региона, создадут проблемы в первую очередь для энергетической системы, поскольку в случае любой страны энергетическая система является хребтом экономики. Армения также не исключение, и то, что может произойти в рамках смены геополитических ориентаций и обслуживания интересов Запада, может сломать этот хребет со всеми вытекающими из этого негативными последствиями...