Великая Победа-80. Грант Карапетян: «О фронтовых буднях на передовых позициях можно рассказать на несколько томов...»
ОбществоВ ознаменовании предстоящего 80-летия Победы над фашизмом Общественная организация ДИАЛОГ и Информационно-аналитический портал Dialogorg.ru запускают программу «Великая победа-80».
В рамках программы будут представлены очерки о военных подвигах ветеранов-победителей и их послевоенной созидательной жизни, а книжная серия ДИАЛОГ отдельными книгами познакомит общественность с произведениями самих ветеранов.
Отметим, что 8 октября 2024 года в Москве Совет глав государств СНГ принял Обращение к народам стран Содружества и мировой общественности в связи с 80-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. В документе отмечается, что тяжелейшая из войн в истории человечества победоносно завершилась в мае 1945 года во многом благодаря сплоченности, несгибаемой стойкости и героическому самопожертвованию наших народов. Боевое братство и трудовой подвиг обеспечили Победу в Великой Отечественной войне.
В качестве первой публикации в рамках программы «Великая Победа-80» Dialogorg.ru представляет очерк писательницы Елены Шуваевой-Петросян о 103-летнем ветеране Гранте Карапетяне.
Ветеран Великой Отечественной войны Грант Меликсетович Карапетян — человек удивительный. В ноябре 2024 года ему исполнится 103 года. В 96 лет он написал книгу «От прадеда до правнука», а в 100 лет взял в руки кисти и начал рисовать. Ну, не мог же он разочаровать внучку, которая подарила краски, холсты и мольберт!
Он увлечённо рисует и раздаривает свои картины. Подписывает свои работы Грант Меликсетович просто — в уголочке два аиста. Говорит, что это символ мира, любви и верности. Кому, как не ему, прошедшему всю Великую Отечественную войну, знать!
Грант Карапетян принимал участие во всех переломных сражениях, был тяжело ранен. Награждён двумя Орденами Отечественной войны, двумя орденами Красной звезды и множеством медалей. А в мирное время он отстраивал Ереван и другие города, за что справедливо получил звания Заслуженного архитектора и Заслуженного строителя Армении.
В августе 1941 года Гранта Карапетяна и ещё семьдесят мальчишек отправили в школу ВВС в Тбилиси. Он вспоминает: «На вокзале нас провожали родители, друзья, товарищи. Из окон переполненных вагонов мальчики кричали: До свидания, девушки!», а девушки отвечали: «Со скорой победой возвращайтесь, мальчики!» Но многие из этих мальчиков не вернулись. А немногие вернувшиеся были искалечены войной».
В начале 1942 года Военно-Воздушная школа в Тбилиси была ликвидирована, а курсанты направлены в Бакинское пехотное училище. Боевой путь Гранта начался с Кавказа. Он был командиром пулемётного взвода. В боевых действиях Великой Отечественной войны принимал участие на 4-ом Украинском фронте в составе 11-го Прикарпатского корпуса 18-ой армии в 271-ой стрелковой горловской Краснознамённой, ордена Богдана Хмельницкого дивизии в 864–ом полку, в 3-ем батальоне.
«Каждый раз, идя в наступление, у меня во взводе бывало до 36-37 солдат. После боя оставалось 8-9 бойцов, в том числе и я. Часть оставалась на поле боя, часть покидала передовую ранеными», — вспоминает Грант Карапетян.
Часто жизнь висела на волоске. «Однажды вброд форсировали небольшую горную речку в Карпатах и укрепились на склоне покрытой лесом горы, — рассказывает ветеран. — Рядом был гуцульский домик. Мы с командиром стрелкового взвода зашли в этот дом, развели небольшой костёр и стали сушить портянки. Лейтенанта звали Вася, фамилию не помню. Обувшись, Вася сказал мне: «Ну, я пошёл». И пошёл к бойцам. Буквально через несколько минут, обувшись, я тоже направился к своим бойцам. Поднявшись на поляну, вижу, сидит Вася среди поляны один. Я тронул его за плечо и спросил:
— Что ты сидишь? Пойдём!
— Лейтенант, не трогай его, он кончил воевать, — издали крикнул мне солдат. Оказалось, Вася попал под миномётный обстрел немцев. Что было бы со мной, если б я вышел к бойцам вместе с ним? Наверняка, разделил бы его участь».
А вот ещё одна история из воспоминаний Гранта Карапетяна: «Однажды, выйдя на отдых во второй эшелон, я снял промокшую от дождя шинель, чтобы просушить. Повесив её на верёвке, я удивился: подол шинели во многих местах был продырявлен осколками снарядов и пулями. Удивительно, как ни один осколок, ни одна пуля не задели мои ноги».
Но всё-таки осколок настиг и Гранта. 28-го апреля 1945 года под Прагой он был ранен в левую руку. Победу Грант Карапетян встретил в прифронтовом госпитале. Пролежав месяц, с незажившей раной он вернулся в свой полк, в батальон.
«О фронтовых буднях на передовых позициях можно рассказать на несколько томов...», — говорит ветеран и переходит к рассказу о своём отце — тоже бойце Красной Армии: «Во время войны, в 1941 году, когда немецкие войска были на Северном Кавказе, отец возглавлял бригаду, которая рыла противотанковый ров. Он попал под бомбёжку и был ранен в ногу. Немцы захватили город. Хозяйка, у которой жил отец, привела к нему немецкого санитара, чтобы он обработал рану. Первым делом немец схватил висящие на стене его карманные часы. Отцу, вероятно, не понравился «грабёж» немца, и он рассердился на него. Немец, перевязав рану, сделал ему укол. Видимо, укол был ядом. После этого укола отцу стало плохо, и он скончался в этом проклятом 42-ом году на пятидесятом году жизни».
Эту историю Грант узнал гораздо позже. А тогда, в 41-ом, на фронте ему приснился странный сон, который оказался вещим: «Горел казённый дом. Пламя охватило его со всех сторон. В этом доме оказались мы вдвоём, отец и я. Я выскочил в окно и, как ни старался помочь отцу, не смог. Он сгорел там, о его смерти я не знал. Подобный сон я видел ещё раз».
Уже после войны, когда Грант и его брат Генрих демобилизовались, они первым делом поехали в Кропоткин, где нашли могилу отца и поставили железный крест.
В 1946 году Грант Меликсетович вернулся в Армению с наградами — орденами Отечественной войны II степени (дважды), Красной Звезды (дважды) и многочисленными медалями.
Он вспоминает: «Поезд прибыл в Ереван рано утром. Транспорта не было. Пешком пустились домой. И вот, мы у дверей нашей комнаты. Постучались, затем ещё раз. Мать тихонько спросила: «Кто там?». Генрих, не долго думая, сказал властно: «Откройте, милиция!» Мать, видимо, с испугу тихо открыла дверь и была поражена, потёрла руками глаза и удивлённо посмотрела на нас. Перед ней стояли два сына, вернувшиеся с фронта».
Вернувшись к мирной жизни и окончив университет, Грант Меликсетович устроился работать в «Армгоспроект». Имеет звания Заслуженного архитектора Армении и Заслуженного строителя. Он строил здания в Ереване, Ванадзоре и других городах Армении. В 1992 году вышел на пенсию, проработав в «Армгоспроекте» 41 год. Грант Меликсетович также является ветераном труда.
В 1951 году он женился на девушке по имени Женя. Они прожили долгую и счастливую жизнь вместе, родив и вырастив сына Лёву и двух дочерей-погодок — Нелли и Наиру.
В 2023 году в Русском доме в Ереване и Объединении ветеранов Армении имени маршала Баграмяна прошли две персональные выставки Гранта Карапетяна. Ещё один успех: ветераны Великой Отечественной войны Лачин Степанян и Грант Карапетян стали членами Международного союза писателей имени святых Кирилла и Мефодия. Оба до сих пор творчески активны – один пишет стихи, другой – рассказы и мемуары о Великой Отечественной войне. И, конечно, они не пропускают мероприятия в Объединении ветеранов Армении имени маршала Баграмяна – участвуют в заседаниях, мероприятиях и уроках патриотизма и мужества для школьников и студентов.
Грант Меликсетович не удивляется своему великому возрасту. Говорит, что не всегда чувствует его, потому что хочется жить, творить, общаться с родными.
Елена Шуваева-Петросян